Прогнозирование развития слуховосприятия и речи у пациентов с КИ
Принципиально важно понимать, что КИ – это не только хирургическая операция, это
не разовая акция, а комплексный метод реабилитации, осуществляемый командой
специалистов и включающий
диагностический этап, цель которого – отбор кандидатов
и составление «карты перспективности» проведения комплекса мероприятий и
постоперационное сопровождение,
хирургический этап,
цель которого непосредственное вживление электродной решетки;
реабилитационный, продолжительность которого определяется следующими факторами:
• возраст потери слуха;
•
время проведения операции (период между потерей и восстановительной операцией);
•
желанием пациента (или родителей) сотрудничать, т.е. социальное окружение;
•
наличие говорящего окружения;
•
уровень реабилитационной поддержки;
•
качество настройки речевого процессора;
•
индивидуальные ментальные возможности.
Категории пациентов
• Позднооглохшие пациенты, в том числе с длительным периодом слуховой депривации
• Дети раннего долингвально возраста (до 3 лет)
• Дети, потерявшие слух в период овладения речью
• Подростки и взрослые с врожденной глухотой
• Слепоглухие пациенты
• Дети с задержкой психического развития
• Билингвальные пациенты
• Дети, имеющие глухих родителей
Отбору кандидатов на КИ должно уделяться особое
внимание.
Если операция делается пациенту, у которого она заведомо будет не
эффективной, это сопровождается как крушением надежд родителей и самого
пациента, так и дискредитацией метода!!!
Перспективность проведения комплекса мероприятий по кохлеарной имплантации
• Дети и взрослые, которые потеряли слух в период овладения речью,т.е. имели
слуховой опыт. Очень быстро соотносят лингвистическую информацию, которая
поступает через КИ с эталонами, которые были поставлены в слуховую зону
нормально функционирующей улиткой (позднооглохшие)
• Дети, которые потеряли слух в период до овладения речью, когда формируются
центральные механизмы слухового анализа, который обеспечивает накопление
лингвистической информации (0-3 года)долингвы.
• Дети которые потеряли слух в период овладения речью с речевым и слуховым
опытом, приобретенным со слуховым аппаратом (прелингвальные).
• Дети с комбинированной патологией
Факторы, которые влияют на результат проведения кохлеарной имплантации
• Возраст, в котором возникли нарушения слуха
• Степень потери слуха
• Возраст, в котором была проведена операция
• Использование слуховых аппаратов до операции
• Предоперационная и послеоперационная реабилитация
• Функциональная сохранность клеток спирального ганглия
• Целостность центральных слуховых проводящих путей
• Количество активных электродов
• Стратегия стимулирования
• Настройка речевого процессора
• Когнитивные способности
• Языковые трудности
• Психосоциальное окружение
• Доступность адекватной реабилитации
Фактор времени предполагает снижение пластичности мозга с возрастом и
является основным при КИ у детей с врожденной глухотой.
Это определяется наличием так называемого «критического временного окна», до
завершения которого достижение нормальной речевой коммуникации посредством
развития языка должно быть возобновлено через слуховой вход.
Кроме того, имеется также и критическое временное окно для развития возможностей
бинауральной обработки сигналов.
Кодирование и декодирование речи обеспечивается единой функциональной системой
речевосприятия и речепроизводства. Наиболее благоприятный период для овладения
речью от7-12 месяцев до 4-5 лет, так как к 5 годам мозг начинает утрачивать
пластичность, а восприятие звуков, хотя и будет происходить, но возможность их
самостоятельного понимания , осознанного оформления слов в разумные предложения
будет утрачена.
Минимальным возрастом для проведения имплантации считается возраст от3 до 6
месяцев.
Проведение интенсивной слухо-речевой реабилитации в сензитивный период до 5 лет,
позволяет обеспечить возможность коммуникации речью, социализацию и интеграцию,
что является основной целью проведения комплекса мероприятий по КИ.

Неврологический возраст ребенка до кохлеарной имплантации отстает от
календарного возраста на 2,3 года. Через год после кохлеарной имплантации и
комплексной реабилитации слуха и речи дети с кохлеарным имплантом запаздывают в
среднем только на 1.53 года, согласно таблице психомоторного развития.
Это свидетельствует о значительном улучшении в неврологическом развитии после
кохлеарной имплантации и реабилитации.
Факторы влиящие на слуховое восприятие • Технические факторы
• Характеристика КИ
• Точность настройки РП
• Физиологические факторы
• Степень сохранности слухового нерва и слуховых центров мозга
• Уровень сформированности слуховых и речевых центров мозга
• Возраст имплантации
• Психолого-педагогические
• Наличие слухо-речевого опыта
• Сформированность психических функций,
• Длительность использования КИ
• Наличие условий для реабилитации
Определение перспективности
проведения КИ • Наличие слухового опыта (0-5 баллов)
0-врожденная глухота,1-потеря слуха от1-1,5 года,2-интервал между потерей слуха
и моментом обследования -4 года, 3-интервал -3 года,4-интервал-2 года,
5-интервал год и менее.
• Постоянное использование слухового аппарата (0-3 балла)
0-не носил аппарат, 1-не регулярно носил СА, менее 1 года или не носил более 2
лет, 2-постоянно носит СА с возраста 1-2 года, 3 –постоянно носит СА с возраста
1 год и ранее,
• Наличие вокализаций или речи (1-5 баллов)
0-нет вокализаций, 1-гласноподобные вокализации, 2-слоги, 3-отдельные слова,
4-предложения (2-3 слова), 5-связная речь.
• Отсутствие психических нарушений (внимание, когнитивные и коммуникативные
навыки) (0-5 баллов)
0-резко выраженные нарушения,1-резко выраженные нарушения 2-3 компонентов,
3-умеренно выраженные нарушения 1-3 компонентов, 4-нет нарушений, 5-уровень
развития выше, нет нарушений внимания.
• Наличие опыта занятий с сурдопедагогом.
0-не занимался, 1-занимается с з лет, 2-занимается с 2 лет, 3-занимается с года
и раньше
• Наличие у родителей желания и возможностей регулярно заниматься после КИ (0-3
балла)
0-не занимались и не смогут, 1-не занимались, но смогут, 2-занимались и будут
продолжать по выходным,3- занимались и смогут заниматься ежедневно
• Наличие условий для слухоречевой реабилитации по месту жительства (0-4
балла0-нет спецучреждений и специалистов, 1-посещение ОДУ и индивидуальные
занятия, 2-посещение спецучрежедений 1-2 раза в неделю,3-посещение ОДУ и
ежедневные занятия, 4-посещение спецучреждения +ежедневные индивидуальные
занятия
• Возраст ребенка (0-3 балла)
0-старше 4 лет, 1-возраст 3-4 года, 2-возраст 2-3 года 3-возраст 1-2 года.
Максимальный показатель для детей с врожденной глухотой составляет 30 баллов.
Это достаточно хорошее соответствие шкалы оценок данных факторов для прогноза
успешности слухоречевой реабилитации после КИ
Всех маленьких детей после КИ можно условно разделить на группы 1.
врожденно глухие
2. дети оглохшие в период до овладения речью (до 3 лет)
3. дети оглохшие в период до овладения речью с опытом реабилитации
4. дети оглохшие в период овладения речью (до 5 лет)
5. дети оглохшие в период овладения речью, протезированные в раннем возрасте
Дети с множественными физическими и/или умственными недостатками, страдающие
нарушениями слуха. Их способность к овладению разговорным языком и их
адаптационные способности в целом ослаблены, затруднена возможность получить
данные при проведении аудиометрии, также возникают трудности при настройке РП.
1 Дети с врожденной глухотой При врожденной глухоте оптимальный
результат может быть достигнут только при максимально раннем выявлении,
диагностике и начале слухоречевой реабилитации (возраст до 2 лет, желательно –
до 1 года,время интенсивного психофизиологического развития, время мамы и
ребенка, время синаптической активности
При составлении реабилитационной программы необходимо помнить о том, что
слуховая зона не получала звуковых информаций в период рефлекторных вокализаций
2-3 Этапы слухового и слухоречевого развития Долингвально оглохшие
дети проходят достаточно быстро, что говорит в пользу раннего оперативного
вмешательства.
Пациенты более старшего возраста, поступающие на КИ, долингвальнооглохшие, но
имеющие опыт слухоречевой реабилитации ( с функциональной речью) требуют особого
подхода в методике реабилитации.
Задача заключается в преобразовании получаемых акустических единиц в слуховые
образы, выделении в них коммуникативно-познавательных единиц, формировании
понимания их значения и использовании для воспроизведения.
5 Особенность слухоречевого восприятия долингвальнооглохших детей с КИ (с
функциональной речью) • pазвиты центральные процессы слухового анализа
(внимание и память);
• создана физиологическая база (сформирована речемоторная зона);
• развита просодика собственной речи ;
• сформированы коммуникативные навыки
3-5 Прелингвальнооглохшие
дети,со слуховым и речевым опытом,приобретенным в результате предоперационной
реабилитации (с функциональной речью)
Развитие слуховосприятия опережает формирование речевых понятий.
Обработка звуковой информации идет «сверху -вниз» и «снизу -вверх», так как
появляются новые взаимодействия между слуховой и речевой зонами и необходимо
соотнести новый слуховой образ с тем, который был заложен при ношении слухового
аппарата. Слухоречевое восприятие у детей с функциональной речью после
проведения кохлеарной имплантации достигает предоперационного уровня через 4-6
месяцев.
Проблемы слухоречевого развития детей с КИ (с функциональной
речью) в послеоперационный период требуют особого подхода в методике
реабилитации.
Задача заключается в преобразовании получаемых акустических единиц в слуховые
образы, выделении в них коммуникативно-познавательных единиц, формировании
понимания их значения и использовании для воспроизведения.
• Сложности восприятия языковых средств общения (многозначность слов, правила их
изменения и соединения в предложении).
• Проблема разборчивости в различных коммуникативных ситуациях.
• Сложность понимания интонации речи собеседника
(изменение положения ударения меняет семантическое содержание слова или смысл
предложения)
• Необходимость коррекции голоса и произношения в соответствии с новыми слуховыми
возможностями.
• Проблема понимания значения слова в новых условиях слухоречевого восприятия.
Особенность реабилитации детей , без слухо-речевого опыта Не
сформированы центральные механизмы анализа речевых сигналов, дефицит
слухоречевой памяти, низкая языковая компетенция. • Отсутствуют навыки
восприятия звука
• Не сформирована макро- и микромоторика
• Коммуникация жестом
• Не сформированы артикуляторные навыки
• Есть слух, но не развито слушание.
• Программа реабилитации слуховосприятия составляется соответственно онтогенезу
развития у детей с нормой слуха,
• Период реабилитации определяется соответственно возрасту, индивидуальным
способностям ребенка
Проблемные дети, имплантированные в раннем возрасте
• Дети с сопутствующими нарушениями психических функций (внимания,
эмоционально-волевой сферы, познавательной активности)
• Дети, родители которых не участвуют в реабилитации (социальная проблема)
• Дети, потерявшие слух после менингита (Медленные темпы реабилитации в
начальный период)
Ранооглохшие подростки и взрослые (2
основные подгруппы)
1. Пациенты, использующие устную речь как основное средство общения и хорошо
читающие с губ
• развиты центральные процессы слухового анализа (внимание и память);
• создана
физиологическая база (сформирована речемоторная зона); -развита просодика
собственной речи;
• сформированы коммуникативные навыки
Но период реабилитации не определен во временном окне. Обусловлено проблемой
понимания нового слухового образа, необходимостью коррекции собственного голоса,
проблемой разборчивости в шумовой обстановке.
2. Пациенты, использующие жестово-мимическую и дактильную формы речи для общения
(ки-улучшает социальный уровень, появляется ориентация в мире звуков.
Постлингвальнооглохшим взрослым пациентам КИ возвращает понимание
речи, а детям обеспечивает нормальное речевое развитие.
Проблемные
позднооглохшие дети и взрослые
• Потеря слуха после менингита и черепно-мозговых травм
• Психологические проблемы у пациента
• Проблемы взаимодействия с близкими
• Большинству пациентов, потерявшим слух после овладения речью, достаточно 2-3
недель, чтобы научиться извлекать лингвистически релевантную информацию из
передаваемых сигналов и соотносить ее с эталонами, хранящимися в памяти,
сформированными на основе анализа речевых сигналов, преобразованных нормально
функционирующей улиткой. При этом они в основном опираются на механизм обработки
«сверху- вниз». Поэтому темпы восстановления слухоречевого восприятия
определяются наличием у них сформированной речевой системы и центральных
механизмов анализа речевых сигналов, т.е. слуховосприятие позволяет различать
звуковую информацию, слуховая память помогает узнать услышанное.
Абилитационно-развивающие занятия с детьми в возрасте до 3 лет, так как
раннее развитие остаточного слуха -создает возможности для формирования речи в
наиболее благоприятный для этого период жизни и способствует развитию понимания
устной речи
• создает природную основу для последующего овладения речью
• позволяет вывести интелелектуальное и духовное развитие ребенка с нарушением
слуха на путь развития нормально слышащего ребенка
|